В конце 2012 г. в ТК РФ появилось понятие профессионального стандарта. Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профдеятельности.
Разработан стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Его нужно применять при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации, при заключении трудовых договоров, оформлении должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
В стандарт включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т. д.), характеристика трудовых функций и иные специальные сведения. Среди последних - требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.
Перечислены специальные функции для отдельных категорий педагогов.
Например, для воспитателей в детских садах - формирование психологической готовности к школьному обучению, создание позитивного климата в группе, организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, поддержка детской инициативы и самостоятельности и др.
Для педагогов в начальных классах - организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника, формирование у детей позиции обучающихся, проведение в четвертом классе (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации к учебно-воспитательному процессу в основной школе и т. д.
Перечислены специальные требования к учителям математики и русского языка.